На главную страницу На главную страницу На главную страницу  
Как разработать проект или методику обучения предмету?  
|| УМК *
==== *
Методика (греч. methodike) –совокупность форм, методов и приемов работы учителя, Т.е., технология профессионально-практической деятельности преподавателя. Соответственно, для того, чтобы разработать ту или иную методику, нужно определить для себя основную цель (область) обучения: ЧЕМУ вы хотите научить ребенка?
Это может быть какое-то одно умение, либо это может быть система умений. Это может быть один урок, либо целая образовательная программа. Это может быть внеклассное мероприятие, или строго регламентированное занятие в рамках учебного времени. Тем не менее, принципы построения подобных разработок практически одинаковы.

Создание любой методики – это своего рода проект.
А любой проект содержит базовые позиции, по которым идет учитель, обучающий ученика.
(Иными словами, ЧТО необходимо предусмотреть, начиная обучающий процесс.)

Какие это позиции?
Перечислим их кратко.

1 - Цель (для чего или чему хотим научить). Чем конкретнее, тем лучше. Еще лучше - если помимо общеучебных достижений, вы укажете и личностные - то есть, на развитие каких личностных качеств ребенка направлен ваш проект.
Обязательно указать возраст детей.

Пример: научить рисовать елку детей 5-6 лет. Данная методика будет способствовать также разитию воображения (мышления, трудолюбия и т.д.).

2 - Задачи (т.е., способы достижения цели).

Пример: научить держать кисти, создавать эскиз, определять цветовую палитру, размешивать краски и т.д.

Чем подробнее вы продумаете этот этап, тем проще будет выстраивать последующую работу: есть вероятность, что вы не споткнетесь неожиданно на каком-то «неумении» ребенка, которому вы забыли его научить.

3 - Теоретическая база: Методологическая основа и Принципы (т.е., те основополагающие идеи, на основе которых вы будете строить свою методику): дидактические (Д), методические (М), психологические(П).

Пример: принцип наглядности, принцип системности, принцип последовательности (Д); принцип самостоятельности (М); учет индивидуальных особенностей (П).

Обязательно обоснование соответствия выделенных принципов и возраста (почему для детей ЭТОГО возраста подходят именно ЭТИ методы).

Пример: в связи с тем, что для детей 5-6 лет очень важно развитие воображения, обучение будет строиться на принципе самостоятельного выбора предмета рисования.

Методологическая основа (пример): теория развивающего обучения; теория поэтапного формирования умственных действий и т.д.

4- Практическая база: Содержание, способы, ресурсы. (Что делаем и как)
Здесь описывается по шагам формирование того или иного умения.

Обязателен подготовительный этап – проводится ли предварительная диагностика детей (Как? Кем? Когда? Если это анкеты, то должен быть образец. Если это известный тест – то указать автора; если не очень известный – приложить его к проекту.)

При этом очень подробно дается:

-план занятий и временнАя разбивка (чем занимаемся в течение какого времени; желательно не забыть про разминку, если это план урока);

-инструменты, необходимые для реализации (бумага, линейки, методические пособия, кисти и т.д.);

-пространство (комната, класс, спортзал, улица и т.д.);

-непосредственно способ организации работы ( работа в мини-группах; выполнение индивид.заданий; коллективная работа и т.д.)

-кадры (на какой уровень подготовки преподавателей рассчитана эта методика);

-степень участия педагога (какая часть работы выполняется самостоятельно детьми, какая – совместно с учителем; в какой последовательности);

-способы создания комфортной обстановки во время процесса обучения;

-описание действий, связанных с привлечением сторонних помощников – других педагогов, родителей, воспитателей и т.д.; описать их конкретные функции;

-способы аттестации (начальной, промежуточной, итоговой – например: тест, опросник, исследовательская работа, творческое сочинение, проект праздника, экзамен, контрольная (какая?) все диагностические документы должны быть ПРИЛОЖЕНЫ к вашей методике (проекту));

-способы коррекции, в случае обнаружения неудовлетворительных промежуточных результатов аттестации;

- способы поощрения детей; (ни в одном учебнике по педагогике вы этого пункта не найдете, а жаль! Я считаю его обязательным.)

- нормативная база (в соответствии с гос.стандартом общего образования; на основе «Закона о дополнительном образовании» или о платных образовательных услугах и т.д.)

5 - Ожидаемый результат и способы его диагностики.
Иными словами, нужно предоставить объективно проверяемые достижения детей.
Здесь должна быть корреляция с Целью методики. То есть, если учили рисовать елку, то здесь описывается способ проверки ЭТОГО уровня рисования (какой должна быть «правильная» елка, степень допустимой погрешности).

6- Возможность тиражирования опыта (Кто может воспользоваться данной методикой и при каких условиях).

Например: этой методикой могут пользоваться и студенты-практиканты, и родители учеников при проведении досуга.


Понятно, что здесь приведены лишь самые основные принципы создания авторского проекта или методики. Для более подробного изучения можно воспользоваться книжками:

1.Азимов.Э.Г.,Щукин А.Н. Словарь методических терминов.СПб,1999
(http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov )

2.Педагогические технологии:Учебное пособие для студ.пед.специальностей/ Под общей ред.В.С.Кукушкина.Ростов-на-Дону, 2002г.

Приятной работы!:)
Ирина Хоменко
Данный материал может пригодиться студентам и педагогам, разрабатывающим собственные проекты или авторские методики. Особенно тем, кто избрал путь самообразования. В учебных пособиях, к сожалению, эти сведения придется собирать по крупицам...
(И.Х.)

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.
LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать !
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru