 |
|
 |
 |
 |
Приблизительно год назад в израильских газетах появилась целая серия публикаций о высоком уровне насилия в местных школах. Связаны они были с произошедшими буквально на одной неделе и закончившимися трагически вооруженными драками школьников.
Однако тогда невозможно было понять, случайны ли эти происшествия, действительно ли атмосфера в израильских школах такая враждебная.
И вот на днях стали известны результаты национального исследования уровня насилия в израильских школах. Авторы этой работы профессор Рами Бенбенешти и д-р Анат Зейра из Еврейского университета в Иерусалиме и профессор Рон Астор из Университета Мичигана, а инициатором и спонсором ее стало министерство образования Израиля.
В 1998-1999 учебном году ученые провели два опроса - 16.000 учеников 4-11 классов из 240 школ страны, а также 200 директоров и более 1.500 учителей тех же школ.
Результаты показали, что в израильских школах уровень насилия весьма высок. Речь идет о физическом насилии - драках, угрозах причинить физические увечья, хулиганстве, а также о словесных оскорблениях - ругательствах, унижениях, обидах.
Значительная доля опрошенных арабских и еврейских школьников сказали, что видели кого-то из своих одноклассников с ножом, при этом доля арабских школьников, которым угрожали ножом в школе, существенно превышает долю еврейских школьников, подвергшихся аналогичным угрозам.
- С другой стороны, уровень менее жестокого насилия (оскорбления, толкания-пихания) очень высок и затрагивает все возрасты, все религиозные и этнические группы, - сказал корреспонденту "i" руководитель проекта профессор Бенбенешти. - И хотя в израильских школах превалируют именно случаи менее жестокого насилия, они очень сказываются на состоянии детей - лишают их чувства защищенности и свободы в школе.
Исследование показало, что около трети учащихся начальных и средних классов признали насилие "большой" или "очень большой" проблемой в их школах, с этим мнением согласна только четверть учащихся старшей школы. Положение в арабских школах хуже, чем в еврейских: 38% арабских и 31% еврейских школьников средних классов признали насилие "большой" или "очень большой" пробемой, а в старших классах согласных с этим мнением оказалось 44% и 20%, соответственно.
Однако директора и учителя не разделяют оценку школьников: только очень небольшая доля опрошенных согласилась с тем, что насилие представляет серьезную проблему в школах. И ни один директор не оценил ее как очень серьезную.
Около 80% учащихся начальных и средних классов, а также две трети старшеклассников ответили, что они подвергались насилию в течение месяца, предшествовавшего опросу. И примерно две трети первых и половина вторых сообщили, что кто-то из одноклассников издевался над ними, оскорблял или унижал их за этот период.
Случаи физического насилия более часты среди младших школьников. Около 58% учащихся начальной школы, половина учащихся средней школы и треть старшеклассников сказали, что их хватали или толкали по меньшей мере один раз за предопросный месяц.
Учащихся младших классов чаще бьют кулаками или ногами (48%), бросают в них камнями или другими предметами (около трети). Также больше малышей (около половины), чем учащихся средней (треть) и старшей (четверть) школ ответили, что подвергались словесным угрозам со стороны другого школьника.
Исследователи выяснили, что приблизительно 10% учащихся средних и старших классов приносили в школу оружие (огнестрельное, холодное, дубинки и тому подобное) за месяц, предшествующий опросу. Причем арабские школьники вдвое чаще, чем еврейские, этим оружием пользовались.
- Сравнение ответов школьников, представляющих разные секторы израильского общества, наглядно показало различие доминирующих там типов насилия, - заключили исследователи. - Среди арабских школьников всех возрастов существенно больше случаев вымогательств с угрозами, больше случаев угроз с применением холодного оружия, преднамеренного нанесения порезов ножами или другими острыми предметами, они чаще видели огнестрельное оружие у своих одноклассников. А вот среди еврейских школьников больше драк, оскорблений, издевательств, унижений.
В общей сложности 16% учащихся младших классов, 10% - средних классов и 5% - старших классов пропустили хотя бы один день за месяц, предшествующий опросу, из-за страха подвергнуться насилию либо в школе, либо по дороге из дома в школу и обратно. И опять, более часты подобные случаи среди арабских, нежели среди еврейских детей.
Около 13% малышей, 11% учащихся средних классов и 8% старшеклассников сказали, что кто-то из школьного персонала намеренно хватал или дергал их.
Около 45% старшеклассников сказали, что случаи вандализма в их школах происходят довольно часто, с этим согласились 20% учителей и 5% директоров.
В разговоре по телефону с профессором Рами БЕНБЕНЕШТИ мы задали ему ряд вопросов об этой работе.
- Что заставило министерство образования инициировать это исследование? Связано ли оно с инцидентами, происшедшими год назад?
- Нет. Все проще. Предыдущий министр образования заинтересовался этим вопросом. Однако никто в министерстве не знал, насколько серьезна проблема насилия в наших школах? В то время еще не произошло никаких трагических инцидентов, они случились позже - когда мы уже приступили к работе.
- Раз до вас эту проблему в Израиле не изучали, вы не можете судить о динамике явления, о том, изменилась ли ситуация в школах за последнее время. Но, возможно, у вас теперь есть сравнительные данные с другими странами?
- Сравнивать очень трудно, поскольку другие исследования использовали другие методики и определения. Нам удалось лишь понять, что израильские дети не так часто, как американские, приносят в школу оружие и не так часто пользуются им. Но вот что касается повседневных драк - тут мы не отстали от американцев, если не ушли вперед.
- Совершенно очевидно, что школа школе рознь. Удалось ли вам понять, от чего зависит уровень насилия в той или иной школе?
- Мы поняли, что в школах, так сказать, одной группы, то есть расположенных в одном и том же районе, где одинаковый контингент учащихся, уровень насилия может быть сильно различен. Но к точным определениям мы пока не готовы. Один из аспектов, который кажется нам важным - это политика школы, атмосфера в ней. Есть данные, показывающие, что в тех школах, где администрация признает факт наличия среди учеников насилия и не желает с ним смиряться, оказывает поддержку ученикам, уровень насилия ниже и ученики чувствуют себя более защищенными. Кроме того, мы также увидели, что в арабских школах случаи применения оружия более часты, чем в еврейских. И еще есть убедительные свидетельства, что в арабском секторе уровень насилия зависит от уровня бедности - чем беднее район, тем выше уровень насилия в тамошних школах. Для еврейского сектора такая зависимость далеко не всегда справедлива.
- В Израиле арабские и еврейские дети учатся раздельно?
- Да. Арабские и еврейские школы по-разному организованы, различна подготовка учителей. Мы ни в коем случае не говорим, что одна культура лучше другой. Просто разные культуры диктуют разный стиль общения и учеников между собой, и учеников с учителями. В арабских школах больше насилия, связанного с применением оружия, но реже случаются обычные драки, меньше оскорблений и словесных издевательств.
- Получили ли вы какие-то специфические данные, касающиеся русских иммигрантов?
- По нашим данным, уровень насилия в школах не зависит от доли в ней русскоязычных учащихся.
- Не показалось ли вам, что русскоязычные школьники чаще становятся объектами насилия, особенно в тех случаях, когда они оказываются в детских коллективах в меньшинстве?
- На такой узкий вопрос мы пока не можем ответить. Мы располагаем на настоящий момент лишь самой общей картиной. Например, установлено, что в религиозных школах, особенно в начальных классах, действительно чаще возникают драки между новыми иммигрантами и старожилами.
- Под иммигрантами вы имеете в виду "русских"?
- Русских и эфиопов. Однако подобные выводы мы делаем с большой осторожностью - для них у нас недостаточно оснований. Ведь анкеты были анонимными, в них не содержалось личных вопросов. И свои заключения мы делаем лишь исходя из общей характеристики школы, - в каком районе она находится, много ли в ней детей иммигрантов.
В ходе работы мы убедились, что между школами существует огромная разница, что много самых разных, подчас неожиданных характеристик влияют на уровень насилия в них. Нам еще предстоит научиться различать формы насилия в школах с различными характеристиками. Только тогда мы сможем найти подходящие для каждого конкретного коллектива способы изменить сложившуюся там атмосферу.
|
|
 |
 |
|
 |
|
 |
 |
|
 |