* www.inter-pedagogika.ru

Данилин А., Данилина И.
"Как спасти детей от наркотиков."
||

Немного психоанализа, или Глава, которую можно не читать.

"Какое отношение к нам имеет эта "темная" наука?", - спросят нас родители. Оказывается, имеет и, причем, самое непосредственное.
Давайте попробуем поговорить об еще одной проблеме, которая отчетливо звучит в Лениной анкете. Сутью этой проблемы является уже упомянутое нами отсутствие у молодых людей навыков получения удовольствия.
Если задуматься, то у человека есть один единственный источник получения естественного, оправданного природой, удовольствия. Этот источник - его собственное тело. Никакого другого инструмента для получения удовольствия у нас просто нет.
Органы чувств, с помощью которых мы смотрим и получаем удовольствие от живописи и кино, с помощью которых мы слышим и получаем удовольствие от музыки, с помощью которых мы нюхаем и получаем удовольствие от приятных запахов - все это чуткие инструменты нашего тела. И как любыми инструментами, органами чувств тоже надо уметь пользоваться.
Зигмунд Фрейд и следом за ним целое огромное направление психологии 20-го века, которое мы знаем под названием "психоанализ", исходило из того факта, что максимальное удовольствие человек получает от удивительной гармонии всех инструментов человеческого тела, объединяющихся в момент полового акта. Не удивительно, что сексуальное удовлетворение, которое служит выполнению главной задачи человека как биологического вида - продолжению рода - является самым сильным из доступных человеческому телу удовольствий.
Однако любое умение получать удовольствие от органов чувств имеет свои этапы развития и ему, как и любому умению, необходимо обучить. Для того, например, чтобы получать удовольствие от музыки, надо сначала развивать слух, нужно учиться ее слушать. Для того, чтобы сексуальное удовольствие стало естественной потребностью, естественным выражением человеческих чувств и, самое главное, чтобы оно стало достаточным для того, чтобы помочь молодому человеку преодолеть стрессы реального мира, это удовольствие должно правильно развиваться, ему тоже нужно учиться.
Первая и главная задача родителей заключается не в том, чтобы научить молодого человека сексуальной "технике", а в том, чтобы не помешать становлению и развитию нормальной человеческой сексуальности.
К сожалению, в нашей культуре мы систематически мешаем здоровому развитию у ребенка чувства удовольствия от собственного тела, которое на ранних этапах человеческого развития и является тем самым половым влечением, которое Зигмунд Фрейд назвал общеизвестным словом "либидо".
В сущности, наши дети выросли в мире, лишенным элементов телесного удовольствия. Советская культура, по существу, была культурой нерелигиозного пуританства, то есть, в этой культуре, как детские чувственные удовольствия, так и взрослые сексуальные, бессознательно или сознательно, ощущались людьми как запретные, "грешные". Причем, сформулированных причин для такого пуританского отношения к телесным удовольствиям, в общем-то, не было.
Мы не будем вдаваться в историю. Однако, давайте посмотрим, каким образом подобное отношение к чувственным удовольствиям "помогает" формировать психологию будущего наркомана.
Психоанализ - наука спорная. Тем не менее, за годы ее развития в ней существуют представления, признанные психологами и психиатрами всего мира. Даже в нашей стране они постепенно входят в структуру ежедневной психологической работы.
Одним из таких общепризнанных представлений является учение Фрейда о стадиях или этапах становления сексуальности. Нам хочется, чтобы читатель понимал, что когда психоаналитик говорит о детской сексуальности, он имеет в виду процесс становления телесной чувственности, процесс формирования радости от контакта с собственным телом, и позднее, с телом другого человека.
Давайте посмотрим как мы, родители, нарушаем процесс правильного формирования стадий развития телесного, полового инстинкта, и что получается в результате.
1. Первая стадия называется оральной. Она протекает, практически, от момента рождения ребенка до полутора лет. В этом возрасте максимальное удовольствие ребенок получает от процесса сосания. В первую очередь, от сосания материнской груди. Центром его телесной чувственности в этом возрасте являются губы и слизистая рта.
Мы не можем утверждать, что наши статистические данные абсолютно достоверны, так как это данные одной единственной клиники. Но в наших исследованиях при сборе сведений о ранней жизни наших пациентов выяснилось, что около 40% больных алкоголизмом, около 60% больных наркоманией и 75% ребят, которые в подростковом возрасте вдыхали всевозможные продукты бытовой химии, мы их называем токсикоманами, находились на искусственном вскармливании.
Вместо груди матери они сосали соску, или весь период оральной стадии развития, или большую его часть.
С точки зрения психоаналитика, это означает, что младенец получал удовольствие от сосания совершенно другого, по сравнению с материнской грудью, предмета. Предмета более жесткого, искусственного. Потребность ребенка в сосании и удовольствие от ощущений, получаемых от контакта слизистой поверхности рта с материнской грудью, была не удовлетворена.
Надо сказать, что в течение всего детства и юности, ребенок, а потом и молодой человек будет пытаться удовлетворять эту потребность. Когда он совсем маленький, он будет пытаться сосать свои пальчики, в первую очередь, большой самый толстый палец руки. Потом, более взрослым ребенком и даже подростком, он будет сосать и грызть карандаши и ручки.
Это, является его бессознательной попыткой дополучить то удовольствие, которое он не смог сполна получить из-за краткости контакта с материнской грудью.
Однако мы, родители, не даем ребенку даже такой возможности. Мы бьем его по рукам, когда он сосет палец, насильно вытаскиваем палец у него изо рта. Позже мы начнем делать то же самое со сгрызаемыми ручками и карандашами. В результате потребность в оральном удовольствии так и остается неудовлетворенной.
И если окружающая среда подсунет подростку какие-либо вещества для вдыхания, которые раздражают слизистую рта или бутылку, которая стала такой привычной еще в младенческом возрасте, то его бессознательное "подскажет" ему, что с помощью бутылки или средства бытовой химии он может вспомнить и вновь испытать неудовлетворенную детскую радость сосания.
Кроме того, как говорят психоаналитики, ощущение опьянения, связанное с раздражением слизистой, станут для личности "воспоминанием" о раннем детстве, возвратом к "райской", блаженной поре жизни, когда еще не существовало ни проблем, ни ответственности, а весь мир состоял из материнского тепла и материнской груди.
Такой возврат источника удовольствия к стадиям раннего детства, психоаналитики называют регрессом или инверсией полового чувства. Главной его причиной является затрудненное, искаженное прохождение стадий полового созревания личности. Регресс при знакомстве с веществами, вызывающими опьянение, наступает легко, а вот бороться с ними потом крайне трудно.
Представление о больном алкоголизмом, как о человеке с неудовлетворенной в детстве потребностью орального удовольствия, - одно из самых широко распространенных в классическом психоанализе. Однако, мы считаем, что такая неудовлетворенность имеет гораздо более широкое значение - это первый шаг к бессознательной убежденности человека в том, что удовольствие от тела (материнской груди, пальцев собственной руки) "получать запрещено".
2. Следующая стадия развития сексуальной, телесной потребности называется анальной стадией. Продолжается она от 1,5 до 2,5 лет. Максимальное телесное удовольствие в этот период ребенок получает в момент дефекации. Испражнения (фекалии) в этом возрасте вызывают особый интерес у ребенка. Ребенок интересуется их запахом, рассматривает фекалии. Он сидит на горшке очень долго. Этот процесс доставляет ему удовольствие.
Анальная стадия, проблемы развития которой кажутся, на первый взгляд, смешными, являются, с точки зрения аналитика, очень важной стадией становления нормальной человеческой сексуальности.
Вдумайтесь, точно так же как во время полового акта, процесс испражнения связан с нарастанием напряжения в области малого таза и резким приятным расслаблением в результате самого акта дефекации.
Процесс дефекации - это первый телесный опыт избавления от напряжения естественным путем: с помощью собственного тела. В будущем таким естественным способом избавления от физического напряжения и связанной с ним агрессии должен будет стать половой акт. Дефекация - "модель" будущих сексуальных отношений.
Может быть, Вы обращали внимание на то, что, когда Ваш ребенок был маленьким, перед тем как попроситься на горшок, он становился, капризным, агрессивным. Ребенок, скорее всего, не любил, чтобы Вы присутствовали в это время в комнате, может быть, даже махал руками и говорил :"Уйди!"
Очень многие дети просят, чтобы в этот момент им дали любимые игрушки. Делают они это для того, чтобы усилить чувственное удовольствие.
В этот же период формируется здоровая, свойственная человеку, агрессивность. Начинает формироваться понятие - "МОЕ"!
Обратите внимание, удовольствие доставляют испражнения, то есть то, что отделилось от собственного тела ребенка. Он начинает относиться к собственным игрушкам, как к таким же отделенным от тела предметам. Он агрессивно реагирует на попытку других детей или родителей взять у него игрушку, так как для него она - часть его собственного тела.
Что же мы делаем с этой стадией развития телесной чувственности?
Во-первых, знаменитые памперсы, конечно, замедляют и делают неестественной прохождение этой стадии. Ребенок в памперсах получает гораздо меньше удовольствия и, практически, не ощущает испражняемое, как часть, отдельную от своего тела.
Во-вторых, приучая ребенка к горшку, мы делаем это с помощью насилия. Мы кричим, если ребенок испражняется в не устраивающее нас время и в не устраивающем нас месте. Если ребенок взял фекалии в руки, мы начинаем бить его по рукам и стыдить.
Мы запрещаем ребенку защищать свои игрушки, шлепаем его при попытках проявить агрессию. Очень часто мы прячем от него игрушки, которые считаем агрессивными, например, пистолеты, детские сабельки и т.д. На деле для самого ребенка такая агрессивность и есть символ анальной стадии. Это и есть те предметы, которые являются продолжением его собственного тела.
В результате, анальная стадия развития тоже проходит "вкривь и вкось". Нарушаются сразу три процесса.
Во-первых, еще больше усиливается запрет на получение удовольствия от собственного тела и его частей.
Во-вторых, мы, ругая его за проявление здоровой агрессивности, загоняем агрессию внутрь, в глубины психики, и когда ребенок станет взрослым, эта запрещенная агрессивность может выплеснуться на нас же самих в любой, самый неподходящий, момент.
"Ну, какое все это имеет отношение к наркотикам?", - спросит нетерпеливый читатель.
Самое прямое.
Первая по частоте причина приема наркотиков, по мнению самих наркоманов (она упоминается в 80-ти анкетах из каждой сотни), - "невозможность расслабиться". Они пишут о потребности резко сбросить напряжение и употребляют наркотики "для того, чтобы не психовать", "чтобы снять агрессию".
Самое распространенное название героина на слэнге в Москве - "говно" (психоанализ не считает такие совпадения случайными). Да и вообще в "эстетике", разговорах и рисунках самих наркоманов Вы встретите массу сюжетов, связанных с испражнениями.
Процесс поиска все более и более сильнодействующего наркотика связан с поиском "сильного прихода" т.е. с потребностью резкого мышечного расслабления в момент приема наркотического вещества (для психоаналитика это связано с поиском ощущений близких по форме к акту дефекации).
Частое вдыхание растворителей и других химикатов через некоторое время начинает сопровождаться спонтанным выделением кала. Многие токсикоманы утверждают, что это и есть самый приятный момент для "нюхача".
Наверное, этого достаточно. Мы с Вами должны понять главное. Наше отношение к ребенку во время анальной стадии развития "либидо" имеет огромное значение для будущего. Если мы, родители, ведем себя в этот период неправильно, то ребенок делает следующий шаг к поиску источника удовольствия вне собственного тела. Психика фиксирует следующую, вытесненную в бессознательное, неудовлетворенную потребность.
Прием наркотиков может стать регрессом к анальной форме получения удовольствия.
3. Третья стадия развития сексуальности называется фаллической. Протекает она где-то в промежутке от 2,5 до 4-х лет. Это период, в который мальчик начинает замечать существование у себя пениса, а девочка - клитора.
Мальчик впервые в жизни начинает играть собственным пенисом. Маленький ребенок начинает ощущать удовольствие от трения своих половых органов. Происходит это, конечно, не только во время игр с половыми органами в ванной или туалете, но и во время бега, ходьбы, спортивных упражнений. Ребенок начинает чувствовать приятные ощущения от трения половых органов об одежду при беге и танцах. Это возраст формирования приятных ощущений от прикосновения к половым органам.
Как мы, родители, обращаемся с ребенком во время становления фаллической стадии?
Во-первых, мы все время заняты. Детская беготня и суета нам жутко мешает. Мы пытаемся ограничить активность ребенка, пытаемся его усадить, сделать так, чтобы он меньше двигался.
Во-вторых, мы категорически запрещаем ребенку играть с собственными половыми органами. Если мальчик играет с пенисом в ванне у нас на глазах, мы категорически возражаем и стараемся его отвлечь. Если нам кажется, что он что-то "неприличное" делает рукой в кармане, то мы вытаскиваем руку из кармана, и опять-таки мешаем ему.
В результате у ребенка впервые начинает формироваться мысль о том, что его собственные половые органы - нечто запретное, что контактировать с ними нельзя.
Наверное, Вы уже поняли, что удовольствия, которые недополучены человеком в детстве, он любой ценой будет пытаться получить в более зрелом возрасте. 90% наркоманов-мальчиков в анкетах опишут себя до приема наркотика как "злостного онаниста".
Кроме того, крайне важно понимать необходимость движения и спорта как одной из основ сексуального становления.
В 4-5 лет дети переживают знаменитый "эдипов комплекс" (мальчики) и "комплекс электры" (девочки). Так как книжка, которую Вы читаете, не является психоаналитической, то за подробностями мы отсылаем Вас к любым психоаналитическим источникам. В любой из них эти комплексы описаны подробно. Здесь мы хотим сказать только одно: "эдипов комплекс", то есть влюбленность маленького ребенка в мать и его ревность к отцу (у девочек все тоже самое, с точностью до наоборот), является нормальной и необходимой стадией созревания полового чувства.
В первую очередь, для того, чтобы в процессе прохождения этого комплекса у мужчины сформировались мужские качества характера (а у женщины, естественно, женские), детям необходимо, чтобы их семья была полной.
Факт остается фактом: чуть меньше половины лечившихся у нас наркоманов и токсикоманов являются детьми из неполных семей. Во многих случаях даже при сохранении семьи отношения в ней были абсолютно формальными, и отец по той, или иной причине (начиная от чрезмерной занятости, и кончая пьянством) никакого участия в воспитании ребенка не принимал.
Очень часто максимальное участие отца в воспитании - это окрики и угрозы. В результате прохождение "эдипова комплекса" искажается. Ребенок слишком сильно идентифицирует себя с матерью, он старается психологически слиться с ней, быть максимально похожим на нее. В нем начинает недоставать мужской половины, а это - та самая половина, которая психологически связана с активностью и ответственностью.
Более того, когда отец редко появляется дома и все время наказывает, то такое его поведение вызывает первичный страх сексуальной несостоятельности у ребенка, так как таким образом запрещаются любые формы проявления активности.
Мы не можем предпринять здесь попытки глубинного анализа, скажем лишь, что неправильное прохождение "эдипова комплекса" ведет к скрытой гомосексуальности. Откровенная боязнь сексуальных отношений, страх оказаться "плохим мужчиной" в результате такого воспитания будет звучать в анкетах 20% мальчиков-наркоманов. Они напишут, что девочки нужны им: "для порядка", "потому, что так принято", "для психологической поддержки". Обратите внимание, вообще-то должно быть наоборот: мальчик должен психологически поддерживать девушку.
4. В возрасте от 3 до 5 лет протекает следующая стадия развития либидо, которая называется стадией нарциссизма. Этот этап развития чувственности, по сути, является этапом самолюбования. Разглядывание себя в зеркале, поглаживание самого себя по бокам, рассматривание собственной одежды доставляет ребенку максимальное чувственное удовольствие.
Практически, самолюбование является, чуть ли не единственным "разрешенным" родителями видом сексуальной активности в нашей культуре. Разглядывать себя в зеркале можно сколько угодно. Мы разрешаем ребенку даже рассматривать его половые органы, только бы он не трогал их руками.
Складывается следующая ситуация: все предыдущие виды чувственного удовольствия ребенку получать было запрещено, а, вот, любоваться самим собой, неожиданно, стало можно. После постоянного запрета на удовольствие ребенок вдруг получает на них разрешение. В бессознательной сфере ребенка фиксируется примерно следующая мысль: "Удовольствие можно получать только любуясь собой, но так как при этом нельзя себя ласкать, его источник лежит где-то вне тела: в зеркале, в воде ванной и т.д."
В этом возрасте получение удовольствия от изучения самого себя и самолюбования имеет еще одно неявное следствие. Ребенок 4-5 лет начинает чувствовать себя личностью, отдельной от окружающего мира. Весь внешний мир начинает восприниматься им как источник получения удовольствия, которым он может управлять. Фрейд называл это ощущение ощущением детского всемогущества.
Поощряя только этот вид детской сексуальной активности, мы косвенно подтверждаем, что ребенок прав. У многих наших детей на всю жизнь фиксируется ощущение, что он, ребенок, является центром вселенной, а окружающий мир существует только для того, чтобы доставлять ему удовольствие.
Необходимо отметить еще одну особенность этого периода. Удовольствие от самолюбование или от прикосновения к самому себе - это удовольствие, которое человек может получить немедленно, то есть в тот самый момент, когда ребенку это захотелось. Точно так же ребенок в нарциссическом возрасте немедленно может удовлетворить свою потребность в ласке и поддержке родителей.
Регрессия (возврат) чувства телесного удовольствия к нарциссической стадии, а это единственная вид полового поведения ребенка, который одобряется и поддерживается родителями, будет и в более взрослом возрасте связан с желанием получить удовольствие немедленно, как это было возможно в раннем детстве.
Целью поведения наркомана является немедленное получение удовлетворения. Наши пациенты напишут в своих анкетах, что "не верят в будущее", что главное - " не задумываться о завтрашнем дне, потому что страшно и, вообще, ни к чему".
Фактически, наркоман боится даже собственного успеха. Один из них написал: "Если завтра мне улыбнется удача, и я выиграю кучу денег в какую-нибудь лотерею, то послезавтра деньги все равно кончатся, и все опять будет плохо…"
Большинство наркоманов, фактически, делает все возможное и невозможное, чтобы снизить вероятность собственной удачи. Самое главное для них - не чувствовать разочарования и связанной с ним ответственности. Они интересуются только теми видами деятельности, которые приносят немедленное, сиюминутное удовольствие.
Желание получить немедленное удовлетворение появится у будущего наркомана и в отношениях с другими людьми. Он будет пытаться манипулировать ими для того, чтобы получить мгновенный результат. Например, наркоман не будет прямо просить о помощи, моральной или материальной поддержке, обещая что-то взамен. Он будет симулировать тяжкое, или не очень тяжкое заболевание для того, чтобы помощь пришла к нему немедленно и как бы сама по себе, без затраты усилий с его стороны, так же, как она приходила в детстве.
Родителям очень трудно понять разницу между способами получения удовольствия у наркомана и нормального человека. Дело в том, что удовольствие у взрослого тесно связано с деятельностью и количеством затраченных на получение удовольствия усилий. Мы получаем тем больше удовольствия, чем больше труда мы затратили на его получение.
Для коллекционера самая дорогая марка не та, которую он дороже купил, а та, которую дольше всего искал. Подлинное сексуальное наслаждение мужчина получает от женщины, расположения которой он добивался долго и трудно.
В жизни нормального человека, точно так же, как и в сексе, должен действовать принцип - чем сильнее напряжение (труд, поиск), тем сильнее расслабление (удовлетворение от полученного результата). Этот принцип действует повсюду, кроме нарциссического самолюбования. Во время этой стадии полового развития получение удовлетворения не требует напряжения и затраты усилий.
Наркотик - это способ получения удовольствия без затраты усилий. Здесь, как и в раннем детстве, не действует сексуальный принцип напряжения и расслабления. Даже сам процесс поиска наркотического вещества для наркомана является частью опьянения, "кайфа", и частью немаловажной. Очень многие наши пациенты со стажем говорят, что сам наркотик перестал доставлять удовольствие, он нужен только для того, чтобы "жить нормально".
Как это ни странно, больше всего им нравится "мутить". Этим словечком ребята называют процесс добычи денег на наркотик и поиск самого наркотического вещества. Этот "процесс", по сути, не является трудным. Он состоит из привычного манипулирования окружающими, чаще всего родителями, демонстрацией себя наркотической "тусовке" и самолюбования. Исходя из того, что написано выше, этот процесс является нарциссическим от начала до конца.
Мы, родители, поощряя только одну стадию формирования телесного удовольствия и поддерживая ее значимость на протяжении всей дальнейшей жизни молодого человека, формируем нарциссическую, паразитарную позицию личности.
Нужно ли еще раз объяснять, что при столкновением с реальностью такая личность будет искать любые возможные способы бегства от нее и источников получения дополнительного удовольствия вне тела.
Когда больной наркоманией или алкоголизмом напишет в анкете, что он принимает наркотики, потому что "его никто не понимает", что "он никому не нужен", а это напишут, практически, все наши пациенты, эти строки будут означать только одно. Он воспитан как Нарцисс с ощущением собственной исключительности, с бессознательной убежденностью, что мир вокруг и окружающие его люди существуют для того, чтобы доставлять ему сиюминутное удовольствие. Естественно, окружающая реальность и люди не хотят понимать и признавать такую позицию личности.
Окружающая среда будет сопротивляться и не принесет ребенку ожидаемого непрерывного удовольствия, и только удовольствия. Только продавцы наркотиков, зная эти особенности его личности, будут поддакивать ему, убеждать его, что он самый лучший, а все остальные люди его просто не принимают. В результате самовлюбленный Нарцисс, в отличие от греческого мифа, в нашей реальности начнет прием наркотиков, для того, чтобы сохранить детское ощущение своего всемогущества и исключительности.
5. Возраст ребенка примерно с 4-5 до 8-9 лет Фрейд называл латентным (скрытым) периодом в развитии чувственных удовольствий. Основные интересы этого возраста направлены на сравнение полов, на изучение строения собственного тела и тел окружающих ребенка людей, в первую очередь, родителей. Это тот самый возраст, в котором ребенок начинает подглядывать за родителями по ночам, интересоваться происходящим в туалете и в ванной комнате.
О влиянии этого периода на дальнейшую судьбу развития телесных удовольствий личности написаны целые тома. Здесь мы хотим отметить лишь следующее:
Во-первых, родители чаще всего запрещают маленьким мальчикам и девочкам рассматривать друг друга и, тем более, трогать и изучать лиц противоположного пола при совместных играх, например, на пляже.
Во-вторых, наши дети если и видят родителей обнаженными, то, как правило, далеко не в самом эстетически привлекательном виде. Большая часть мам просто не задумывается о том, что для подрастающего сына она - объект чувственного влечения. Впечатления, оставленные ее поведением в этом возрасте, станут для подрастающего мужчины бессознательной моделью всех женщин, которых он будет встречать на своем пути.
Если мамин (или папин) вид отвратителен, а те сцены, которые ребенку удалось подсмотреть, выглядят неестественно, то отношение к сексу и к противоположному полу, как к чему-то грязновато-отталкивающему, может сохраниться на всю жизнь.
При таком поведении родителей может произойти и другая вещь. Маленький ребенок может сделать вывод, что на свете существует только один пол, или что его пол гораздо привлекательнее и интереснее, чем пол противоположный. Именно так может формироваться то, что мы называем гомосексуализмом.
6. Несмотря на любые трудности, к 10 годам телесное удовольствие сосредотачивается в половых органах. Период обнаружения ребенком того факта, что максимальное удовольствие доставляет прикосновение к половым органам, Фрейд называл генитальным.
Это возраст нормального детского онанизма.
Наше пуританское отношение к онанизму общеизвестно. Но мы в своей практике сталкивались с абсолютно чудовищными случаями. Три-четыре процента наших пациентов написали в своих анкетах, что родители, борясь с онанизмом, натирали мальчику половой орган горчицей и перцем.
Многие ребята, вспоминая детство, рассказывали, что им привязывали руки к спинке кроватки на ночь.
Такое поведение родителей препятствует развитию нормальной сексуальности и провоцирует развитие сексуальных комплексов.
Родители как бы объявили ребенку, что его половые органы - вещь запретная и неприличная, точно такая же по сути, какой раньше были фекалии. У ребенка появляется твердое убеждение, что половые органы нельзя использовать для получения удовольствия, нужно искать другие пути.
7. В 11-17-летнем возрасте ребенок проходит нормальный подростковый или пубертатный период сексуального развития. Все предыдущие телесные удовольствия должны превратиться в нормальное гетеросексуальное половое поведение.
Однако и в этот период мы совершаем не только поведенческие ошибки, о которых мы поговорим ниже, но и абсолютно не хотим учитывать важность сексуального становления личности.
Вся наша культура до самого недавнего времени была направлена на поощрение гомосексуального поведения. Например, в гости на праздники и дни рождения наши дети приглашают приятелей только своего пола. Родители, все время подчеркивают во время бесед необходимость мужских и женских "междусобойчиков", как бы говоря, что подлинное доверие и отдых возможны только в мужской (женской) компании.
Мы не будем описывать всех сексуальных проблем, которые встают на пути нормального сексуального становления подростка, иначе эта книжка превратится в психоаналитическую монографию. Здесь нам хотелось бы привести лишь наиболее распространенные ответы подростков.
Всем нашим пациентам, в стандартном интервью, мы задаем один и тот же вопрос - Что такое секс, для Вас, это необходимость или потребность?
100% девочек и до 50% мальчиков (!) отвечают - "секс это не очень приятная необходимость"; "Я занимаюсь сексом потому, что так надо мальчикам (девочкам) ".
Особенно поразительны такие ответы у мальчиков. Ведь они - активная половина пары, их половое чувство созревает самостоятельно. Половое чувство у девочки, в норме, развивается постепенно, пробуждаясь вместе с возникновением половых контактов, и в зависимости от них.
При описании собственно чувства удовольствия, "кайфа", получаемого от наркотиков, большинство наших пациентов рассказывает не о психологических ощущениях (приподнятом настроении, приятных фантазиях и т.д, что характерно для описаний американских подростков ), а об ощущениях чисто физиологических, по сути, близких к сексуальным. Вдумайтесь, например, в такой рассказ:
"Главное в героине – тепло. Оно разливается по телу. Тебя прямо распирает изнутри: руки, ноги, соски, как будто набухают, ко всему приятно прикасаться. Потом мышцы расслабляются, вдоль по телу пробегает теплая волна… становится расслабленно и спокойно".
90% наших пациентов описывают, как главное удовольствие от различных наркотиков тепло, ощущение набухания частей тела и последующее расслабление. Причем, похожие описания дают даже ребята, употребляющие не героин, а наркотики, которые таких ощущений вызывать, теоретически, не должны ("винт", экстази, марихуана и т.д.). Обратите внимание! Такие описания, как бы повторяют ощущения, которые должен испытывать человек во время полового акта.
Итак, в результате нашего воспитания, в бессознательной сфере психики многих наших детей возникает внутренний конфликт: гетеросексуальные половые отношения не слишком приятны, гомосексуальные - преступны и запретны. Отсутствие культуры и умения получать телесное удовольствие приводит подростка к поиску источника физиологического, чувственного наслаждения вне тела, вне нормальных сексуальных отношений.

наверх
<<  Содержание  >>
||

Главная |  Карта сайта |  Форумы


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов.

LBN Elite

© Ирина Писаренко, Санкт-Петербург, 2002-2014. Все права принадлежат автору сайта.
Перепечатка, цитирование и иное использование материалов сайта запрещены без письменного согласия автора. Давайте не соперничать, а сотрудничать!
Контактный e-mail: admin[собачка]inter-pedagogika.ru
www.inter-padagogika.ru