Отчет желательно писать не в последний день перед сдачей, а делать необходимые записи по типу дневниковых. В этом случае не придется придумывать на ходу образы детей или копировать педагогические ситуации из чужих конспектов.
Попробуйте использовать написание отчета для развития своей личности, - наверняка Вас ждут открытия.
Советы по оформлению разделов отчета.
1. Титульный лист (см.далее)
2.Пояснительная записка, в которой указываются:
- сведения о школе, в которой проходила практика (тип (обычная, лицей, гимназия),номер, район, ФИО директора, ФИО руководителя практики или учителя, с классом которого работал студент);
-период прохождения практики;
-количество проведенных и посещенных уроков по разным предметам.
Общее впечатление о школе: атмосфера, традиции (что принято – что нет), уровень культуры всех субъектов, особенности взаимоотношений учителей и учеников, учеников друг с другом, учителей друг с другом, администрации и учителей, учителей и родителей.
Организация практической деятельности студентов (присутствие на уроках учителей-предметников (часто-всегда-никогда), расписание (удобное-неудобное), классы (спокойные-трудные, был ли выбор), обсуждение уроков, проведенных студентом (с кем, как часто, что было полезно – что нет).
3. Психолого-педагогическая характеристика ученика.
Обязательно: рекомендации по его дальнейшему развитию (что и кто должен (с)делать), избегать общих слов – только КОНКРЕТНЫЕ действия!
4. Психолого-педагогическая характеристика класса.
Возможно использование самых различных несложных методик (изучение мотивации, социометрия, отношение учеников к школе и т.д.)
Обязательно: рекомендации по дальнейшему развитию (коррекции отношений) школьного коллектива – что нужно ДЕЛАТЬ. Избегать общих слов («развивать», «укреплять»)! Предлагать КОНКРЕТНЫЕ действия («организовать поход», «устроить дискотеку»)!
5. «Копилка» воспитательных ситуаций.
(Чем больше и разнообразнее, тем лучше).
Схема:
А.Описание самой ситуации (только ФАКТЫ, т.е. то, что можно было бы увидеть с помощью видеокамеры), ее последствия (как поступили участники).
Б. Оценка ситуации – что произошло? Почему? Источник возникновения ситуации?
В. Прогнозирование результатов ситуации: как поступок учителя (детей) повлияет на их дальнейшие взаимоотношения? Чему научились школьники? Какой урок они получили?
Г. Решение.
Как бы Вы поступили на месте учителя? (директора, родителя). Почему? На что бы это повлияло? Чему бы это научило Ваших учеников?
6.Анализ урока ( схема прилагается) с Вашими РЕКОМЕНДАЦИЯМИ.
При анализе урока воспользуйтесь нижеприведенными вопросами:
1. Каково место данного урока в теме; разделе курса?
Как он связан с предыдущим, на что опирается?
Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы?
В чем специфика этого урока?
Каков его тип?
2. Дайте характеристику реальных возможностей учащихся.
Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
3. Какие задачи решались на уроке:
а) образовательные,
б) воспитательные,
в) развивающие?
Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
Какие задачи были главными, стержневыми?
Как учтены в задачах особенности группы учащихся?
4. Почему выбранная структура урока была наилучшей для решения этих задач?
Удачно ли выбрано время на уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления домашнего задания и т.д.?
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
Логичны ли связки между этапами урока?
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему?
Выделено ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?
Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществляется (почему именно так)?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков?
В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?
Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени?
13. Какие были предусмотрены запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?
14. Удалось ли педагогу полностью реализовать все поставленные задачи?
Если не удалось, то почему?
Когда учитель планирует выполнить нереализованное?
И последний вопрос, который Вы обязательно должны задать себе после того, как урок закончится: Хотели ли бы Вы присутствовать на этом уроке в качестве ученика?
И, пожалуйста, помните об этом вопросе всегда - до тех пор, пока будете работать в школе...
(Ирина Хоменко)